f
а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
На главную
Найти Именной указатель Адресный указатель ?
Поиск ведется по наименованиям и текстам статей
 
Наименование

ПЕРВЫЙ ДАМСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КРУЖОК

Текст

Был основан в 1882 как благотворительное объединение женщин-художниц и любительниц искусства, принадлежащих к высшему свету. Его инициаторами стали художницы Пелагея Петровна Куриар (дочь генерал-лейтенанта П. В. Вохина) и кнг. Анна Александровна Имеретинская (жена светл. кн. А. К. Имеретинского, члена Государственного Совета и главного военного прокурора). На первом собрании, состоявшемся 26 февраля 1882, кроме них, присутствовало еще 23 учредительницы, а именно: М. К. Бенуа, И. К. Брендель, А. П. Вохина, бар. Е. К. Врангель, А. В. Вышеславцева, Э. К. Гаучер, кнг. О. Д. Голицына, С. И. Гончарова, Е. Д. Ермолова, Е. Ф. Жохова, М. К. Колзакова, В. Н. Корсакова, Ек. Н. Лансере, М. А. Маркевич, гр. А. Н. Мусина-Пушкина, Н. И. Назимова, бар. М. О. Розен, гр. М. В. Ростовцева, М. А. Сарычева, А. Ф. Стефан и Е. Н. Шебеко. Председательницей кружка была избрана Куриар, которая занимала этот пост до 1894, когда из-за болезни ее сменила А. В. Сабанеева – жена архитектора т. с. Е. А. Сабанеева. Правление кружка собиралось дома у Сабанеевых (Ивановская ул., 5).

Первоначально кружок входил в состав Общества для вспомоществования сиротам и семействам художников, требующим призрения («Мюссаровские понедельники»). С февраля 1884 он существовал самостоятельно. 2 марта 1884 Министерством внутренних дел был утвержден устав, в котором декларировалось: «Кружок учреждается в видах художественного развития вообще, а также с целью помогать нуждающимся художникам и их семействам. Для приобретения потребных для означенной цели средств Кружок имеет право: а) Устраивать еженедельно собрания и художественные вечера, на которых члены Кружка и посетители оного занимаются живописью и скульптурой. Все произведения, в Кружке исполненные, остаются в пользу Кружка. б) Устраивать выставки, как из указанных в п. а.), так и из пожертвованных произведений, продавать их, или вообще отчуждать другими способами, с соблюдением установленных правил, и вырученные деньги обращать в пользу Кружка. в) Приглашать лиц, занимающихся искусством в разных его видах, а также и других к пожертвованиям художественными предметами или деньгами». В соответствии с уставом, объединение состояло из почетных и действительных членов, причем последними могли быть «только дамы, занимающиеся рисованием или скульптурою» – ежегодный взнос для них, помимо единовременно уплачиваемых 10 руб., предполагал пожертвование одного предмета из личного труда. Почетными членами кружка в разные годы были избраны вел. кн. Владимир Александрович, вел. кнг. Елизавета Федоровна, Мария Павловна и Ксения Александровна, принцесса Е. М. Ольденбургская, генерал-майор А. А. Орлов, светл. кн. И. И. Паскевич, Н. В. Исаков, Е. А. Сабанеев, а также художники И. К. Айвазовский, Е. М. Бём, В. А. Бобров и Л. Ф. Лагорио.

Главной задачей кружка считалась благотворительность. 5 % суммы, вырученной от продажи картин, и средства от регулярно проводимой художественной лотереи из пожертвованных работ поступали в благотворительный фонд. Так в первый год существования кружка (1882/1883) в его кассу поступило: выручка от продаж художественных произведений – 545 руб., от лотереи – 1 067 руб., членских взносов – 570 руб., плата от приглашенных гостей – 108 рублей. За вычетом расходов, на счету кружка составилась сумма в 1 603 руб., из которой 1 000 руб. было решено передать в фонд Общества для вспомоществования сиротам и семействам художников. В 1883/1884 приход кружка составил 4 595, а расход – 2 277 руб., причем 1 322 руб. было потрачено на благотворительные нужды. В 1898 по докладу министра Императорского двора и уделов Николай II назначил на нужды кружка ежегодное пособие в 500 руб., императрица Александра Федоровна – 300 руб., а вдовствующая императрица Мария Федоровна – 200 руб. К концу 1899 капитал кружка составлял почти 11 000 руб., а число его членов превысило 100 и в дальнейшем оставалось приблизительно на этом уровне.

В 1892 в ознаменование 10-летия учреждения кружка по инициативе его основательницы Куриар в 8-й Василеостровской гимназии была установлена стипендия, на которую должен был воспитываться сын художника (в 1906/1907 эту стипендию получал в будущем известный писатель Михаил Зощенко – сын художника-мозаичиста М. И. Зощенко). В память о Куриар, умершей в 1898, было установлено три стипендии ее имени. В 1908 М. И. Вуич (фон дер Пален) в память о своей умершей дочери Екатерине пожертвовала обществу капитал в 2 400 руб., проценты с которого ежегодно направлялись на вспоможение художникам и их семьям.

С 1 декабря 1882 кружок устраивал еженедельные собрания по средам, к участию в которых допускались представители литературно-художественного и музыкального мира обоего пола. До 1884 они проходили в здании Соляного городка, в помещении, арендуемом «Мюссаровскими понедельниками». С марта 1884, с разрешения вел. кнг. Екатерины Михайловны, они устраивались в Михайловском дворце, а с октября 1894, после ее смерти и в связи с передачей дворца в казну для устройства здесь Русского музея, – в помещении ОПХ на Большой Морской, 38 (за это кружок отчислял 300 руб., а с 1900 – 450 руб. в год на нужды и стипендии состоявшей при ОПХ Рисовальной школы). На «средах» проводились сеансы рисования с натуры, концерты и художественно-музыкальные вечера с «живыми картинами», устраивались любительские спектакли и костюмированные вечера, читались лекции по широкому кругу популярных тем.

11 ноября 1898 при кружке открылась художественная мастерская (первоначально располагалась на Невском, 16, на углу Большой Морской, затем – в доме Дашковых, Итальянская ул., 4), которая, однако, просуществовала недолго. В 1911 по инициативе В. П. Шнейдер была учреждена «Школа народного искусства», в которой по собранным кружком старинным образцам велось обучение ткацкому и ковровому производству, золотошвейному мастерству, вышивке шелком, бисером, жемчугом, строчке и т. п. Усилиями членов кружка были выпущены альбомы «народных картин» на исторические и былинные сюжеты (1901) и из жизни Дома Романовых (1907), с работами С. М. Зейденберга, Д. Н. Кардовского, Э. Э. Лисснера, Н. С. Самокиша, А. Р. Эберлинга и др., которые быстро разошлись и принесли заметный доход.

С 1885 кружок ежегодно устраивал выставки, как правило, приуроченные к Пасхе или Рождеству. Первоначально они устраивались во дворце вел. кн. Николая Николаевича Старшего, позже – в залах Пассажа (Невский пр., 48), доме Армянской церкви (Невский пр., 40-42) и в помещении ОПХ, с 1913 – в доме кнг. Юсуповой (Литейный пр., 42). Выставки, в которых участвовало до ста авторов, нередко посещали члены Императорской семьи. Большинство экспонатов составляли любительские акварели и изделия декоративно-прикладного искусства, созданные представительницами петербургской аристократии. Наряду с этим экспонировались и произведения, созданные профессиональными художницами: Ю. Н. Бразоль, Е. П. Самокиш-Судковской, кнг. М. К. Тенишевой и др. Эпизодически выставлялись работы известных мастеров: Альб. Н. Бенуа, О. Э. Браза, В. П. Верещагина, П. П. Верещагина, Л. Е. Дмитриева-Кавказского, Н. Д. Дмитриева-Оренбургского, Я. К. Крыжицкого, Л. Ф. Лагорио, А. И. Мещерского, В. Д. Орловского, И. Е. Репина, С. С. Соломко, И. И. Шишкина и др.

В декабре 1893 кружок устроил в Николаевском дворце благотворительную выставку картин И. К. Айвазовского, которую посетило около 7 000 человек, что принесло доход от продажи билетов и каталогов 2 650 руб. В 1899 кружок организовал первую Международную выставку открытых писем в музейном зале Центрального училища технического рисования бар. А. Л. Штиглица, в 1905 – выставку Н. С. Самокиша, вернувшегося с дальневосточного фронта, в 1906 – выставку этюдов Я. Ф. Ционглинского по итогам его поездки по Испании. В феврале 1907 в залах Пассажа состоялась юбилейная – в честь 25-летия основания кружка – Международная художественно-декоративная выставка-продажа под покровительством вдовствующей императрицы Марии Федоровны, в которой участвовали профессиональные художницы из России, Голландии, Дании, Германии и Швейцарии, экспонировались изделия народных художественных промыслов и школ; специальный раздел выставки был посвящен памяти П. П. Куриар. В 1908 кружок совместно с благотворительным Обществом при городских родильных приютах провел в доме Армянской церкви выставку картин мюнхенских художниц.

В 1909 по ходатайству Комитета кружка император пожертвовал ему землю близ Гатчины с целью постройки там приюта для престарелых художников, однако осуществить этот проект не удалось. В 1911–1912 кружковцы участвовали в работе Всероссийского съезда художников, где кнг. М. Д. Гагарина выступила с докладом «О расширении благотворительной деятельности Первого дамского художественного кружка». К этому времени общая сумма благотворительных пожертвований кружка нуждающимся художникам и их семьям за все годы перевалила за 100 000 руб. В годы I Мировой войны многие члены кружка посвятили себя уходу за ранеными.

Весной 1917 Кружок в качестве коллективного члена вошел в Союз деятелей искусств. Но с приходом к власти большевиков не прошел требуемую перерегистрацию и прекратил деятельность.


Лит.: XXV Отчет Первого Дамского художественного кружка за сезон 1906–1907 годов [С прилож. исторического очерка]. СПб., 1907; Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений России и СССР. 1820–1932. СПб., 1992. С. 233-235.


О. Л. Лейкинд, Д. Я. Северюхин

Персоны

Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона

Адреса

Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Источник