f
Общие сведенияПопечение о бедныхПопечение о детяхТрудовая помощь взрослым и детямПопечение о престарелыхПопечение об инвалидахПопечение о народном здравииПопечение о воинах и жертвах войныПопечение о тюрьмахПопечение о народном образованииПопечение о культуре и наукахЗащита прав гражданУчреждения правительственного характераОбщины сестер милосердияПравославные церковно-приходские учрежденияНациональные и инославные учрежденияГрантодающие фондыПочетные звания и наградыПечатные органыБлаготворители, попечители, сотрудники
|
Наименование
ЧУБЫКИНСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ БОГАДЕЛЬНЯ (БОГАДЕЛЬНЯ ИМЕНИ П. И. ЧУБЫКИНА) Текст
Создана на средства царскосельского купца 1-й гильдии Петра Ивановича Чубыкина (? – 1882), оставившего 75 000 рублей по завещанию от 17 ноября 1881 на постройку дома и необходимую обстановку для богадельни в С.-Петербурге при старообрядческом Громовском кладбище и капитал 175 000 рублей «неприкосновенным на вечные времена, чтобы на проценты с оного содержать в означенной богадельне престарелых лиц обоего пола». Душеприказчиками были назначены купцы-старообрядцы Дмитриев, Яковлев и Богданов, которые должны были осуществлять наблюдение за ходом строительства богадельни и регулярно предоставлять отчеты о расходе денежных сумм общине прихожан храма во имя Покрова Пресвятые Богородицы на Громовском кладбище. Завещание Чубыкина было оспорено его братом и племянником, которые опирались на закон 1853 года, ограничивавший права старообрядцев и, в частности, запрещавший им содержание скитов и монастырей. Истцы просили аннулировать волю завещателя поскольку «цель завещания направлена к возведению нового здания для общежития раскольников». Но С.-Петербургский окружной суд принял сторону душеприказчиков постановив следующее: если П. И. Чубыкин указал в завещании, что богадельня будет создана при Громовском кладбище, то этим определено лишь место для устройства богадельни, а не Громовское кладбище в качестве юридического лица, которому переходит капитал. К тому же в завещании не было указано, что в богадельню будут приниматься исключительно старообрядцы. Юридически судьба капиталов была решена через 7 лет после смерти завещателя, однако исполнение его воли задержалось еще надолго. В 1892 был куплен участок земли на Забалканском пр., 100 (ныне Московский пр., 108) неподалеку от Московских ворот. Там в 1897–1899 по проекту архитектора П. И. Гилева, при участии В. П. Цейдлера и К. К. Циглера, было построено здание богадельни. Ранее, 25 мая 1895, Министерством внутренних дел был утвержден ее устав, закреплявший за ней название «Чубыкинская». Заведение, однако, открылось только 15 декабря 1905. Богадельня была рассчитана на 70 человек, но уже через три года в ней было 200 призреваемых. В нее принимались на бесплатное содержание женщины не моложе 50 лет и мужчины не моложе 55 лет, лишенные крова, без различия сословий. Принимались и платные пенсионеры за 10–15 рублей в месяц на полное иждивение, допускалось содержание постоянных кроватей от имени благотворителей. Для лечения при богадельне был открыт лазарет. Женщины были отделены от мужчин. Призреваемым не воспрещалось заниматься в свою пользу работами, не нарушая тишины и правил гигиены. Женщины вышивали, вязали, шили; мужчины плотничали, помогали по хозяйству, читали, обязательно посещали церковные службы. Нельзя было отлучаться из богадельни без разрешения. Доктор богадельни Б. Смолич считал ее внутреннее устройство, сравнительно с другими подобными учреждениями, образцовым, а условия содержания – наилучшими. 8 ноября 1905 старообрядческим епископом Виталием (В. И. Бажановым) в богадельне была освящена домовая церковь свт. Петра, митрополита Киевского; (архитектор П. И. Гилеев), спустя три года расширенная и украшенная звонницей. При ней служил притч Громовского кладбища и действовало Петропавловское братство, содержавшее начальную школу. Все праздничные службы по традиции заканчивались общей молитвой с пятнадцатью поклонами «за упокой почившего создателя богадельни Петра Ивановича Чубыкина». Вопрос о старообрядческом характере богадельни, ставший камнем преткновения при утверждении завещания, был снят: в нее принимали лиц независимо от их религиозной принадлежности. Делами богадельни управлял избираемый на 3 года Комитет, состоявший из шести наиболее уважаемых членов старообрядческой общины. Довольно долго ими были В. Ф. Наумов (попечитель), И. Е. Богданов (помощник), В. П. Духинин, В. С. Степанов (казначей), П. А. Голубин (председатель Совета общины) и дьякон И. Я. Кабанов. Деятельность богадельни была многосторонней. При ней находилось начальное старообрядческое училище, в котором дети получали бесплатное образование, пособия, завтраки и подарки к праздникам. Ежегодно устраивались экзамены и отчетные концерты, где учащиеся показывали театрализованные представления, пели церковные песни, читали стихи, совершали загородные прогулки. 8 ноября 1909 при богадельне открылись старообрядческие учительские курсы для подготовки учителей начальных училищ. В число слушателей принимались старообрядцы всех согласий обоего пола, не моложе 18 лет. Закон Божий и пение преподавались священнослужителями, приемлющими священство Белокриницкой епархии. В программу, помимо прочего, входили физика, черчение и бухгалтерия. Плата за обучение составляла 3 рубля в месяц. В богадельне устраивались торжественные вечера (например, 19 февраля 1911 – в честь 50 годовщины освобождения крестьян от крепостной зависимости, 29 ноября 1914 – в память первого митрополита Белокриницкого Амвросия). С 1911 в богадельне, ставшей духовным центром старообрядчества, проходили съезды епархии. С началом I Мировой войны Комитет богадельни организовывал среди старообрядческой общины подписку добровольных пожертвований и кружечные сборы на нужды семьям, отправившим своих мужчин на войну. В богадельне был устроен госпиталь для раненых. Заведение было закрыто в 1922. В советское время в его здании размещались различные учреждения: длительное время – средняя школа, с 1981 – Детская музыкальная школа имени В.В.Андреева (в здании сохранилось два зала на 80 человек, где устраивают концерты учащихся). Русская старообрядческая церковь ставит задачей вернуть свой духовный центр, но пока безуспешно. Лит: Бадник Н. И. Чубыкинская богадельня в С.-Петербурге // Наше наследие. 2005. № 73. С. 188-189. А. П. Керзум ПерсоныПерсона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Источник
|