f
а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
На главную
Найти Именной указатель Адресный указатель ?
Поиск ведется по наименованиям и текстам статей
 
Наименование

КАПИТАЛ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА III

Текст

Учрежден в 1894 при Имп. Академии художеств (АХ) для пособия нуждающимся художникам, их вдовам и сиротам, в память имп. Александра III, «даровавшего Академии ее новый устав и неизменно оказывавшего милостивое покровительство русскому искусству и русским художникам». По ходатайству Собрания АХ учреждению было высочайше даровано наименование «капитал имени Императора Александра III».

30 января 1895 Собрание АХ приняло Положение о капитале, которое было утверждено Николаем II 23 февраля 1895. Оно гласило, что капитал образуется: «1). Из сбора в 3% за входные билеты на все выставки, открытые в Академии художеств. 2). Из добровольных пожертвований и разных доходов». В пользу капитала в течение 10 лет поступали все доходы от сдаваемых в аренду недвижимости Академии художеств в сумме 1 950 рублей в год. Кроме того, по ходатайству Собрания от 19 февраля 1896 к нему присоединялся остаток основанного в 1817 «Капитала на воздаяние художникам», который к этому времени дорос до 31 292 рублей, а также учрежденный в 1860 «Капитал на устройство приюта для художников», не нашедший применения и достигший 15 034 рублей. В 1905 было решено прибавлять к учрежденному капиталу 5% с покупной цены художественных произведений, проданных на выставках в залах АХ, а также приобретенных через посредство Академии для Русского музея Императора Александра III.

Для заведывания капиталом и для разрешения вопросов о выдаче пособий учреждался особый Комитет из четырех лиц, избираемых Собранием АХ из ее членов. Для ротации состава Комитета ежегодно происходили выборы одного из выбывающих членов, однако, допускалось и повторное избрание выбывающего. Членами Комитета, поочередно сменяя друг друга, были Альб. Н. Бенуа, Л. Н. Бенуа, Ф. Г. Беренштам, П. А. Брюллов, К. В. Лемох и Е. Е. Рейтерн.

В 1896 в числе первых лиц, получивших помощь, были вдова художника А. Е. Бейдемана и дочь А. Г. Венецианова (было выдано пособие по 300 рублей), вдова художника С. Я. Лучшева, жена без вести пропавшего художника Ламберта, дочь архитектора А. М. Горностаева и академик Павел П. Соколов (по 180 рублей). Ежегодно 450 рублей выдавалось художнику-жанристу Михаилу Клодту, у которого на эту сумму приобретались «модели лошадок покойного отца его» (бар. П. К. Клодта).

На 1 января 1899 капитал достиг 73 929 руб. (годовое приращение составили банковские проценты – 3 092 руб., арендная плата, взимаемая с принадлежавшей АХ земли, – 4 459 руб. и частные пожертвования – 6 699 руб). На 1 января 1901 капитал составлял почти 100 000 руб., а на 1 января 1914 – более 232 000 руб. По мере роста капитала увеличивалась и сумма, ежегодно расходуемая на единовременные пособия и пенсии. Так, если в 1903 на эти цели было израсходовано 4 045 руб. (помощь получили 59 лиц), то в 1913 – 6 775 руб., и дополнительно 6 000 руб. – заслуженным престарелым художникам.

С приходом большевиков капитал, находящийся в ведении бывшего Министерства Императорского двора и уделов, был национализирован, и его целевое действие прекращено.

Лит.:

Положение о капитале Александра III // Императорская Академия художеств и состоящее при ней Высшее художественное училище в 1897–1898 учебном году. СПб., 1897. С. 22.

Журналы и отчет Императорской Академии художеств за 1896 …1915 год. СПб., 1897... Пг., 1916.


Д. Я. Северюхин

Источник