f
а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
На главную
Найти Именной указатель Адресный указатель ?
Поиск ведется по наименованиям и текстам статей
 
Наименование

ИМПЕРАТОРСКОЕ ОБЩЕСТВО ПООЩРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВ (ОПХ)

Текст

Благотворительное объединение меценатов и художественных деятелей; первая и долгое время единственная в России негосударственная организация, опекавшая изобразительное искусство. До 1882 имело название – Общество поощрения художников. Основано в 1820 по инициативе действ. ст. сов. сенатора кн. Ивана Алексеевича Гагарина, художника-любителя подполковника гр. Александра Ивановича Дмитриева-Мамонова и отставного ген.-майора, статс-секретаря Петра Андреевича Кикина. 30 ноября 1821 они совместно с гравером-любителем флигель-адъютантом Львом Ивановичем Килем (автором серии офортов «Русские военные формы», выполненной в 1815–19 по заказу Николая I) и начальником корпуса военных топографов полковником Федором Федоровичем Шубертом (автором первого топографического плана Петербурга) составили «Основные правила для руководства к деятельности Общества поощрения художников», которые легли в основу устава ОПХ, утвержденного 28 апреля 1833 Николаем I. Целью общества провозглашалось: «а) содействовать успехам изящных искусств в России; б) ободрять и поощрять дарование русских художников». С момента основания ОПХ находилось под покровительством императора, принимало от Кабинета Е. И. В. (позже – от Министерства Имп. Двора и уделов) ежегодные субсидии и единовременные целевые пособия (так, например, в 1822 годовая субсидия составила 5 000 руб., в 1826 – 10 000 руб.).

В 1821 ОПХ насчитывало 10 действительных членов – к числу основателей прибавились В. И. Голынский, гр. В. П. Кочубей, гр. К. К. де Местр, гр. С. В. Строганова и гр. Ф. П. Толстой; в конце 1820-х их число превысило 70. Вплоть до конца 1850-х действительными членами ОПХ, число которых колебалось от 70 до 90, были, в основном, представители аристократии и высшего чиновничества, в том числе гр. А. Х. Бенкендорф, гр. М. Ю. Виельгорский, гр. И. И. Воронцов-Дашков, кн. Г. Г. Гагарин, кн. М. Г. Голицын, кн. Б. А. Куракин, гр. П. И. Кушелев-Безбородко, гр. А. Т. Лаваль, кн. А. Я. Лобанов-Ростовский, Н. С. Мордвинов, гр. В. А. Мусин-Пушкин, Е. И. Мюссар, гр. Г. В. Орлов, гр. (позже светл. кн.) И. Ф. Паскевич, Ф. И. Прянишников, гр. Ф. А. Толстой, гр. С. С. Уваров и др., а также приближенные ко Двору литераторы В. А. Жуковский, Н. В. Кукольник, кн. В. Ф. Одоевский.

Первоначально собрания ОПХ проходили на квартире кн. И. А. Гагарина в доме на углу наб. р. Мойки и Зимней канавки (наб. р. Мойки, 48), а после его переезда в Москву в 1828 – на разных квартирах. С основанием в 1831 Румянцевского музеума (Английская наб., 44) ОПХ получило разрешение бесплатно проводить собрания в одном из его помещений (с 1845 на содержание этого помещения обществу от Императорского двора выдавалось ежегодно 1000 р. серебром). Позже собрания устраивались в здании бывш. статс-секретариата Царства Польского на Екатерингофском пр. (ныне пр. Римского-Корсакова, 31), c 1855 – в доме Тура на Васильевском острове (5-я линия, 4).

Председателями Комитета ОПХ состояли П. А. Кикин (до 1834), гр. В. В. Мусин-Пушкин-Брюс (1835–36), К. А. Нарышкин (1836–38), гр. П. И. Кутайсов (1838–39). С 1840 этот пост занимали представители императорской фамилии: герцог Максимилиан Лейхтенбергский (до 1851), его вдова вел. кнг. Мария Николаевна (до 1875), их дочь принцесса Евгения Ольденбургская (до 1915), вел. кн. Петр Николаевич (до 1917). Текущей работой руководили секретари Комитета. В этой должности последовательно состояли Ф. Ф. Шуберт (1821–33), конференц-секретарь Академии художеств В. И. Григорович (1833–42), М. Д. Резвой (1842–52), гр. Н. И. Мусин-Пушкин (1853–56), Ф. Ф. Львов (1857–63; с 1860 он же – конференц-секретарь Академии художеств), писатель Д. В. Григорович (1864–84; с 1884 – почетный член общества), историк искусства Н. П. Собко (1884–1900), художники Н. К. Рерих (1901–06) и В. И. Зарубин (1906–17).

Важнейшим направлением деятельности ОПХ с первых лет его существования стало поддержка молодых художников. ОПХ выдавало пособия, доставляло заказы на рисунки для изданий, копии с картин, образа для храмов и учреждений. В 1824 с согласия Совета Академии художеств ОПХ получило право выдавать 3 медали художникам, не принадлежавшим к ученическому званию «за отличнейшие из числа произведений, кои они представят на суд ее [Академии художеств]»; при этом золотая медаль ОПХ давала право на заграничное пенсионерство. В числе первых пенсионеров, отправленных за границу за счет средств, собранных обществом, были братья А. П. и К. П. Брюлловы (1822); в 1827 заграничное пенсионерство было предоставлено обществом А. А. Иванову, в 1830 – Н. Г. Чернецову и А. В. Тыранову, позже – И. П. Келлеру, А. И. Зауервейду, К. А. Трутовскому и др. В 1827 обществу было предписано «непосредственно представляемыми записками доводить до Высочайшего сведения о предметах, достойных поощрения, и об отличившихся художниках». В разные годы пособия ОПХ получали ученики Академии художеств А. А. Агин, В. В. Верещагин, А. Г. Горавский, Ф. С. Журавлев, М. К., М. П. и П. К. Клодты, И. Н. Крамской, В. П. Крейтан, Л. Ф. Лагорио, К. Ф. Лемох, К. Е. Маковский, Л. И. Соломаткин, К. Д. Флавицкий, П. П. Чистяков, И. С. Щедровский и др. ОПХ открывало путь к художественному обучению крепостным, при его содействии в разные годы были освобождены от крепостной зависимости художники А. Безлюдный, А. Иванов, И. И. Конобеевский, Н. В. Лифанов, А. Моисеев, А. В. Поляков, В. Е. Раев и др.; в 1838 пенсионером ОПХ стал поэт и художник Т. Г. Шевченко, выкупленный из крепостных. За первые 35 лет разного рода покровительство оказывалось 1290 художникам; общая сумма расходов на благотворительность составляла свыше 220 000 руб.

В конце 1825 обществом было решено открыть с благотворительными целями постоянную «Публичную выставку русских художественных произведений» и учредить факторскую по образцу уже существующей в АХ, через которую могли бы реализовываться приобретенные обществом работы опекаемых учеников. В 1826-1834 постоянная выставка ОПХ действовала в доме купца М. Марса на Невском пр. (по нынешней нумерации – д. 8); в 1834–1836, 1838–1858 и 1863-1877 – в доме Голландской церкви на Невском пр., 20; в 1836–1837 – в доме М. И. Лопатина на Невском пр., 84; в 1858–1861 – в помещении Рисовальной школы (совр. адрес: Университетская наб., 1). В 1837 на постоянной выставке была разыграна первая беспроигрышная благотворительная (в пользу художников) художественная лотерея, ставшая в дальнейшем традиционным ежегодным мероприятием общества. Вплоть до 1870-х выставка ОПХ была единственной в России постоянно действующей общедоступной художественной выставкой (выставка в Академии художеств проводилась тогда раз в три года и длилась всего две недели).

В 1865 ОПХ по инициативе и на средства гр. П. С. Строганова учредило конкурс с денежными премиями по жанровой живописи из русской жизни и русскому пейзажу. Позже именные денежные премии по различным номинациям учреждались и другими благотворителями (в их числе были В. П. Боткин, В. Л. Нарышкин, гр. С. Г. Строганов, наследник – вел. кн. Александр Александрович); число премий и их размер от года к году менялся. Выставки конкурсных картин проводились ежегодно (сначала в ноябре, с 1869 – в марте) в доме Голландской церкви. В числе первых лауреатов были В. Г. Перов, М. П. Клодт, Л. Л. Каменев (все – в 1865), И. И. Шишкин и А. Ф. Максимов (1866), М. К. Клодт и А. И. Мещерский (1867), Ф. А. Васильев, А. И. Корзухин, А. К. Саврасов (1868), И. Е. Репин и В. Е. Маковский (1872). Постепенно конкурс становился главным событием выставочной программы ОПХ.

Другим направлением в деятельности ОПХ с первых лет его существования стал выпуск иллюстрированных художественных изданий и отдельных репродукций. По заказу ОПХ работали молодые художники К. П. Беггров, братья Брюлловы, С. Ф. Галактионов, А. А. Тон, А. В. Тыранов, позже – А. А. Агин, Е. Е. Бернардский и др., при участии которых были выпущены графические серии и альбомы: «Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей» (1821–26), «Портреты знаменитых россиян» (1821), «Изображения знаменитых происшествий и деяний из отечественной истории в гравюрах, литографиях и металлографиях» (1824), «Сцены из русского простонародного быта» И. С. Щедровского (1839), «Новый Завет» (1846) и др. Издательская деятельность ОПХ в первой половине XIX в. в значительной мере способствовала развитию и распространению в С.-Петербурге репродукционной литографии.

ОПХ неоднократно предпринимало периодические художественные издания. В 1823 и 1825 выходил под ред. В. И. Григоровича «Журнал изящных искусств» – первый в С.-Петербурге специализированный журнал по проблемам изобразительного искусства. В 1836-1841 издавалась «Художественная газета» (в 1836–38 под ред. Н. В. Кукольника, в 1840–41 – под ред. А. Н. Струговщикова); в 1898–1901 – ежемесячный иллюстрированный журнал «Искусство и художественная промышленность» (под ред. Н. П. Собко); в 1901–07 – ежемесячный сборник «Художественные сокровища России» (гл. ред. А. Н. Бенуа, с 1903 – А. В. Прахов).

17 декабря 1857 был утвержден новый устав ОПХ, отмеченный либеральным духом, но принципиально не изменивший меценатский характер общества. С этого времени на правах «членов-соучастников» в ОПХ стали приниматься профессиональные художники и архитекторы, платившие сравнительно небольшие ежегодные взносы (10 руб. в отличие от 200 руб. для действительных членов), но не имевшие права решающего голоса. Число членов-соучастников постоянно росло (от 189 в 1858 до 600 к началу 1880-х), тогда как число действительных членов в эти годы не превышало 140. В качестве членов-соучастников в ОПХ вошли И. К. Айвазовский, А. К. Беггров, Альб. Н. Бенуа, Н. Л. Бенуа, Ф. Г. Беренштам, А. П. Боголюбов, А. П. Брюллов, Б. П. Виллевальде, М. Я. Виллие, Э. С. Вилье де Лиль-Адан, А. Ф. Гауш, Н. Н. Ге, А. И. фон Гоген, А. Г. Горавский, Д. И. Гримм, М. А. Зичи, Ф. И. Иордан, Ц. А. Кавос, Н. Н. Каразин, П. К. Клодт, А. И. Куинджи, Л. Ф. Лагорио, Э. К. Липгарт, М. О. Микешин, Л. О. Премацци, А. И. Резанов, Р. Г. Судковский, Г. Г. Чернецов, Н. Г. Чернецов, А. И. Штакеншнейдер и др. В разные годы действительными членами ОПХ стали государственные деятели гр. С. Ю. Витте и бар. (позже гр.) В. А. Фредерикс, банкир бар. Г. О. Гинцбург, издатель Р. Р. Голике, архитектор гр. П. Ю. Сюзор, основатель Третьяковской галереи П. М. Третьяков, основатель Центрального училища технического рисования бар. А. Л. Штиглиц, историки искусств и критики П. П. Гнедич, Н. П. Кондаков, Д. А. Ровинский и В. В. Стасов.

20 декабря 1857 ОПХ по высочайшему повелению приняло в свое ведение Рисовальную школу для вольноприходящих, которая была основана в 1839 по инициативе директора Военно-топографического депо К. Х. Рейссинга при поддержке министра финансов гр. Е. Ф. Канкрина и находилась в ведении этого министерства. С этого времени Рисовальная школа, располагавшаяся в здании таможенного цейхгауза близ Биржи (где позже разместился Зоологический музей), стала предметом главных забот ОПХ. Это в значительной мере изменило характер деятельности общества.

В течение 1860–70-х по инициативе попечителя и первого директора Ф. Ф. Львова в школе установилась европейская педагогическая система, принятая для художественно-промышленных заведений. Были открыты новые рисовальные и специализированные классы, значительно расширен преподавательский состав. Примечательно, что Рисовальная школа ОПХ стала первым в Европе художественным заведением, в котором учились девушки. В 1864–81 директором школы был М. В. Дьяконов, в 1881–1905 – Е. А. Сабанеев. В эти годы в ней преподавали художники и архитекторы Р. Р. Бах, Я. Я. Бельзен, Ф. Ф. Бухгольц, А. И. Корзухин, И. Н. Крамской, В. П. Крейтан, Э. К. Липгарт, И. И. Морозов, Н. С. Самокиш, А. И. Творожников, А. С. Хренов и др. Одновременно обучалось от 1000 человек в 1880-е до 2000 человек к нач. ХХ в. В 1889 были открыты первые пригородные отделения школы по Шлиссельбургскому и Нарвскому трактам, рассчитанные для малоимущих детей фабрично-заводских рабочих.

В 1906 директором школы стал Н. К. Рерих, которому удалось провести радикальную реформу, направленную на совершенствование педагогической системы, и довести курс обучения до законченного цикла. Была улучшена постановка различных учебных курсов, усилено преподавание истории искусств и литературы, введены в практику экскурсии по музеям и поездки по старинным русским городам, увеличено число художественно-промышленных мастерских по разным специальностям (рукодельная, ткацкая, иконописная, чеканки, живописи по фарфору, керамики и др.). Рисовальная школа ОПХ превратилась в образцовое среднее художественно-промышленное учебное заведение.

В 1871 по инициативе секретаря Комитета ОПХ писателя Д. В. Григоровича при обществе был организован Художественно-промышленный музей, который расположился в нескольких залах дворца вел. кн. Марии Николаевны (Мариинском дворце, Исаакиевская пл., 6). Основу фондов музея составила коллекция предметов старого западноевропейского прикладного искусства, поднесенная богатым помещиком и чиновником Министерства иностранных дел В. Л. Нарышкиным Александру II и пожалованная императором обществу. К этой коллекции были присоединены изделия Императорского фарфорового завода, подаренные императрицей Марией Александровной, и собственные приобретения ОПХ. Директором музея стал его инициатор. После смерти Григоровича (1899) музей получил его имя. В дальнейшем пост директора занимали М. П. Боткин (до 1914), П. П. Гнедич (1914–17) и С. П. Яремич (с 1917). В 1915 Рерих основал при Рисовальной школе ОПХ еще один музей – Музей русского искусства, фонды которого составили произведения станковой живописи и графики, подаренные авторами и коллекционерами.

7 декабря 1870 по воле императора в собственность ОПХ был передан бывший дом статс-секретариата Царства Польского, по получении которого общество решило поменять его на бывший обер-полицмейстерский дом (дом военного ген.-губернатора Елагина) на Б. Морской улице, 38 (тогда – 40). Фактически же передача дома обществу состоялась только летом 1877 (к этому времени он был перестроен по проекту архит. М. Е. Месмахера). На 1-м этаже дома со стороны Морской ул. разместился художественный магазин и выставочные залы, на 2-м – Художественно-промышленный музей, на 3-м – Рисовальная школа. Освоив новое здание ОПХ, стало предоставлять свои залы для устройства выставок отдельных художников и различных художественных объединений, вносивших в кассу ОПХ соответствующую плату. В залах проводились также антикварно-художественные аукционы, которые нередко (особенно в годы I Мировой войны) носили благотворительный характер. В 1889 по случаю 50-летнего юбилея Рисовальной школы ОПХ правительство выделило 100 000 руб. на перестройку здания, которую в 1890 осуществил архитектор Г. С. Китнер.

В 1882 был утвержден новый устав ОПХ, определивший статус всех его подразделений. В соответствии с этим уставом, действовавшим вплоть до 1917, за обществом закреплялось официальное название «Императорское Общество поощрения художеств». В мая 1917 общество получило название «Всероссийское общество поощрения художеств».

Благотворительная деятельность ОПХ прекратилась в апреле 1918, когда по решению Совнаркома был аннулирован капитал общества, а Рисовальная школа передана в ведение отдела ИЗО Наркомпроса. В течение последующих лет ОПХ работало как художественная организация клубного и просветительского типа, а также устраивало выставки и аукционы, наиболее ценные предметы с которых приобретались Комитетом для безвозмездной передачи музеям. В это время Комитет ОПХ последовательно возглавляли П. П. Гнедич (1918–1919), П. И. Нерадовский (1919–1928) и Н. А. Сергеев (1928–1930). С 1924 ОПХ находилось в ведении Государственной академии истории материальной культуры (ГАИМК), что нашло отражение в последнем уставе, утвержденном 15 января 1924. В том же году был национализирован Художественно-промышленный музей, собрание которого позже (в 1929) было расформировано, а в апреле 1926 – здание ОПХ. 17 января 1929 по инициативе руководства ГАИМК была сформирована ликвидационная комиссия ОПХ, работа которой завершилась 18 февраля 1930. Общество было ликвидировано как «несоответствующее требованиям времени».


Ист.: ЦГИА СПб. Ф. 448 (Фонд ОПХ); Отчет[ы] Комитета Общества поощрения художников за 1824 г., с прибавлением списка гг. членов оного общества и таблицы, представляющий состояние общества в 1820, 1821, 1822, 1823 и 1824 годах. СПб., 1825; Устав Общества поощрения художников. СПб., 1833, 1857; Отчет[ы] Комитета Общества поощрения художников за 1825…1881. СПб., 1826…1882; Степанов И. М. Общество поощрения художеств 1917–1929 [Рукопись 1934–1935]. Отдел рукописей ГРМ.

Лит.: Краткий исторический очерк Имп. Общества поощрения художеств. (1820 – 1890) / Сост. Н. Собко. СПб., 1890; Очерк деятельности имп. Общества поощрения художеств в течение XXV-летнего председательства принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской // Худ. сокровища России. СПб., 1904. Вып. 1; Макаренко Н. Школа Имп. Общества поощрения художеств 1839–1914. Пг., 1914; Столпянский П. Н. Старый Петербург и Общество поощрения художеств. Л., 1928; Молева Н. М., Белютин Э. М. Русская художественная школа первой половины XIX в. М., 1963; Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР (1820–1932). СПб., 1992.


О. Л. Лейкинд, Д. Я. Северюхин

Персоны

Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона
Персона

Адреса

Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Источник