f
а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
На главную
Найти Именной указатель Адресный указатель ?
Поиск ведется по наименованиям и текстам статей
 
Наименование

ДЕТСКИЕ САДЫ

Текст

Частное, общественное или казенное воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, разновидность дневного приюта. Устраивались как в виде благотворительных, так и в виде доходных учреждений.

В России воспитание малолетних долгое время осуществлялось только в частных и церковно-приходских начальных школах и в отдельных благотворительных заведениях. Прообразом детского сада были дневные детские комнаты, открытые 15 мая 1837 при Демидовском доме призрения трудящихся (Демидовский дом трудолюбия) по инициативе временного опекуна этого заведения – шталмейстера Двора Е.И.В., почетного опекуна С.-Петербургского Опекунского Совета И. Д. Черткова. Первоначально здесь получили опеку 6 мальчиков и 11 девочек, через год число детей возросло до 112. По его примеру в 1838 был открыт Василеостровский приют (позже – Приют св. Андрея), Жуковский (основан В. Г. Жуковым; позже – Приют И. О. Утина; затем – Приют в память 19 февраля 1861 года), Лавальский (основан графиней А. Г Лаваль), Приют Петербургской части (Александринский), Александро-Невский (позже Детский приют в память князя Олега Константиновича), кнг. Е. П. Белосельской-Белозерской (позже – Приют княгинь Белосельских-Белозерских) и др. Для выработки единой политики в отношении этих заведений, установления в них единого внутреннего регламента по инициативе гр. Ю. П. Строгановой 30 апреля 1840 был создан Санкт-Петербургский Совет детских приютов, входивший в систему Ведомства учреждений императрицы Марии. Большинство приютов, подведомственных Совету, опекало приходящих в дневное время детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (последним давался курс начальной школы). При некоторых заведениях имелись сиротские отделения, где дети проживали постоянно. К этому времени система опеки малолетних детей в России уже получила надлежащее развитие, тогда как систему их воспитания еще предстояло выработать.

Название «Детский сад», укоренившееся в России в последней трети XIX в., пришло из Германии – от «Киндергартена», основанного в 1837 (одновременно с демидовскими детскими комнатами) в Бад-Бланкенбурге в Тюрингии д-ром Ф. В. А. Фребелем – педагогом-новатором, автором системы раннего детского воспитания. По мысли Фребеля, назначение детского сада — не только брать под надзор детей дошкольного возраста, но «упражнять их душу, укреплять тело, развивать чувства и пробуждающийся рассудок, знакомить с природой и людьми». Он указывал на символическое сходство детей с растениями, требующими умелого и тщательного ухода, а воспитательниц называл «садовницами».

У «фребелевской» педагогической системы нашлось немало последователей в России, причем здесь она была обогащена местным опытом. В числе первых «фребелевцев» была С. А. Люгебиль, жена известного филолога проф. К. Я. Люгебиля, одного из учредителей Санкт-Петербургского педагогического собрания. В 1862 она при поддержке мужа открыла первый в С.-Петербурге детский сад нового типа – платное воспитательное заведение для детей дошкольного возраста (второй в России после открытого в 1859 в Гельсингфорсе детского сада Седмиградского). Игры и занятия в детском саду проводились без строгой регламентации, детям предоставлялась возможность играть и заниматься «по своему вкусу», но при постоянном надзоре воспитательницы. Люгебиль вела записи своих наблюдений за индивидуальным поведением и развитием детей. Занятия часто проходили в саду; со старшими детьми проводились выезды на природу. Воспитательницы приглашали родителей наблюдать за своими детьми во время игр и занятий; давали им советы по воспитанию. Заведение пришлось закрыть в 1869 из-за нехватки средств.

В 1866 в С.-Петербурге был открыт еще один платный детский сад. Его основательницей стала Аделаида Семеновна Симонович (супруга врача и педагога Я. М. Симоновича). В заведении все было приспособлено для творческой педагогической работы: удобное расположение просторных, светлых комнат с балконами, сад и площадки для игр и занятий детей на воздухе. Дети вели подвижные игры, которые отражали отдельные виды труда и моменты быта русского народа, сопровождались русскими народными песнями. Занятия в младшей группе носили преимущественно индивидуальный характер, а занятия в старшей (дети 5–6 лет) – коллективный, причем имели природоведческий уклон. Супруги издавали ежемесячный журнал «Детский сад», посвященный вопросам детской педагогики. В 1869 из-за нехватки средств заведение пришлось закрыть, а журнал передать в другие руки (далее он издавался Е. И. Бороздиной и в 1877 был переименован в «Воспитание и обучение»; выходил до 1917).

С 1867 действовал детский сад К. И. Герке на Б. Конюшенной ул., 10, позже открылся детский сад Э. П. Шаффе на 5-й линии, 18. В 1873 супруги врачей Г. И. Вербера и К. К. Задлера организовали фребелевский детский сад на Малой Мастерской (ныне Мастерской) ул., 9, описанный в воспоминаниях посещавшего его в детстве А. Н. Бенуа.

Первые фребелевские детские сады в С.-Петербурге были дорогостоящими заведениями, рассчитанными на детей из состоятельных семей. Плата за одного ребенка в них составляла 3–5 руб. в месяц. Однако опыт их работы был использован при создании детских воспитательных заведений благотворительного характера.

В 1868 по инициативе В. П. Тарновской Обществом доставления дешевых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга был организован первый бесплатный детский сад для работниц в доме Тура на Знаменской пл. (ныне пл. Восстания), между Невским пр. и Гончарной ул. (в этом доме действовали и другие благотворительные заведения общества). Детский сад этого общества несколько раз менял адреса; в 1900-е он располагался в Тарасовом пер., 5 и в нем опекалось более 50 детей обоего пола.

В 1871 по инициативе П. К. Задлер (позже супруга врача-педиатора К. А. Раухфуса) и Е. А. Вербер при содействии И. И. Паульсона и К. А. Раухфуса в С.-Петербурге было открыто Фребелевское общество для содействия первоначальному воспитанию, которое вело как просветительскую, так и благотворительную деятельность. Оно учредило первые «фребелевские курсы» для подготовки работниц детских садов, куда принимались лица, окончившие средние учебные заведения или имеющие звание домашней учительницы. Первоначально обучение на них длилось год, с 1878 – два года (первый год – теория, второй – практика), с 1907 – три года (прошедшие трехлетнее обучение получали квалификацию учительницы начальной школы). В конце 1870-х общество учредило «Образцовый детский сад» на Гороховой ул., 22. В 1893 им было организовано два бесплатных детских сада, в которых в зимнее время обучалось ежегодно до 120 детей, и летний «Народный детский сад» с платой по 10 коп. в месяц за ребенка, который в 1893–1898 размещался в саду «на Прудках» у Греческого пр., а с 1899 – в Таврическом саду; его ежедневно в течение трех летних месяцев посещали свыше 1000 детей беднейших классов населения. В 1897 общество устроило детскую летнюю колонию, в которой ежегодно пребывало от 50 до 100 детей, «нуждающихся в поправлении здоровья». В 1908 при «фребелевских курсах» на Греческом пр., 13 действовал детский сад и четырехлетнее начальное училище.

В 1892–1893 Женское патриотическое общество открыло бесплатные детские сады для детей обоего пола при Литейной и Выборгской Рукодельных школах, где получали профессиональное образование дочери бедных горожан. Позже благотворительные детские сады были устроены Александро-Невским обществом трезвости, Обществом пособия бедным женщинам, Обществом попечения о бедных детях «Лепта», некоторыми Городскими попечительствами о бедных; детский сад на 50 мест имелся при 1-м Городском сиротском доме. В 1898 Е. П. Калачева устроила на острове Голодай Бесплатный народный детский сад, а при нем – «Сельскохозяйственный приют»; позже под ее председательством в С.-Петербурге действовало Общество устройства народных детских садов, которое устроило детский сад с бесплатной детской столовой на 15-й линии, 40 (в 1910 здесь содержалось 49 мальчиков и 37 девочек).

В 1890-е – 1900-е детские сады различных типов, как и ясли (иногда эти понятия не разделялись), получили в С.-Петербурге широкое распространение. Они действовали при гимназиях с педагогическими классами, в приходах православных и иноверных храмов, нередко устраивались заводчиками при промышленных предприятиях.

В 1918 детские учреждения стали частью государственной системы просвещения и здравоохранения.

Лит.: Народный детский сад С.-Петербургского Фребелевского общества для содействия первичному воспитанию. СПб., 1896; Отчет С.-Петербургского Фребелевского общества 1871–1896. СПб., 1897; Бесплатный народный детский сад и Сельско-хозяйственный приют. СПб., 1903; Жерихина Е. И. Садики детские // Три века С.-Петербурга: Энциклопедия. Т. 2. Кн. 6.


Д. Я. Северюхин

Адреса

Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Источник