f
а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я
На главную
Найти Именной указатель Адресный указатель ?
Поиск ведется по наименованиям и текстам статей
 
Здания Императорского воспитательного дома на набережной реки Мойки в Санкт-Петербурге. Гравюра XIX в. Автор Л.А. Серяков Дворец Разумовского (наб. реки Мойки, 48). Источник фотографии: http://fotki.yandex.ru/users/natabela78/view/121683/?page=0 Дворец Разумовского. Центральная часть фасада. Памятник К.Д. Ушинскому. Фотограф О.Л. Лейкинд Дом Штегельмана. (наб.  реки Мойки, 50). Фотограф О.Л. Лейкинд Здание Воспитательного дома (наб.  реки Мойки, 52). Фотограф О.Л. Лейкинд Приемный зал Императорского воспитательного дома. Прием прошений от женщин, желающих отдать детей. Санкт-Петербург. 1913. Фотоателье К. К. Буллы Грудное отделение Императорского воспитательного дома. Санкт-Петербург. 1913. Фотоателье К. К. Буллы В грудном отделении Воспитательного дома. 1913. Фотоателье К.К. Буллы. ЦГАКФФД Воспитательницы Воспитательного дома с детьми младшего возраста. 1913. ЦГАКФФД Воспитательный дом. Занятия в школе нянь. 1913. Фотоателье К.К. Буллы. ЦГАКФФД И.И. Бецкой. Памятник-бюст перед зданием Воспитательного Дома (наб. реки Мойки, 52). 1868. Скульпторы Я. И. Земельгак, А.П. Лаверецкий. Печать Императорского Воспитательного дома
Наименование

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДОМ

Текст

Открыт в 1772 как отделение Московского Воспитательного дома, основанного в 1764, по инициативе государственного деятеля и филантропа Ивана Ивановича Бецкого. Основополагающий документ – «Генеральный план Воспитательного дома для приносных детей» – был подготовлен И. И. Бецким и утвержден императрицей Екатериной II 1 сентября 1763 (2-я и 3-я части плана были утверждены в 1767, дополнения вносились в 1772, 1780 и 1790).

В соответствии с Генеральным планом предполагалось создание сети новых для России закрытых учебно-воспитательных заведений, призванных полностью обеспечить процесс воспитания и образования незаконнорожденных детей, сирот, и детей тех родителей, которые по бедности или болезни не могли содержать их и заниматься их воспитанием. По замыслу основателей, Воспитательный дом должен был стать местом формирования нового типа людей, так называемого третьего сословия: «купцов, художников, торговщиков и фабрикантов»; предполагалось также, что «вышедшие из онаго Дома обоего пола люди не только за обычай той уже им трезвой и трудолюбивой жизни своей не оставят, но еще и детей своих равным образом воспитывать станут; и в других примером своим к подражанию тому же охоту возбудят, а по умножении и по рассеянии таковых в обществе может со временем последовать счастливая перемена во нравах и склонностях всей той части народа, к которой они принадлежать будут».

Учреждение возглавлял Главный попечитель – этот пост до конца своих дней занимал И. И. Бецкой. Он оформил покровительство заведению со стороны самых знатных лиц государства, которые получили звание Почетных благотворителей. Прямое руководство заведением осуществлял Опекунский совет из «шести знатных персон» (опекунов) с чинами не ниже коллежского советника (VI класс). Они сначала (в Москве до 1772, в С.-Петербурге – до 1780) работали безвозмездно, но сохраняли другие занимаемые должности и имели право на внеочередной чин.

С.-Петербургский дом поначалу был только «новым агентством для приема детей» и не имел опекунов. В его организации помогли мобилизованные Бецким попечители, получившие звание «заопекунов» – прот. И. И. Панфилов, отставной полковник-преображенец И. И. Моллер и капитан-поручик Преображенского полка И. М. Левашов. Сенатский указ от 6 сентября 1772 признал С.-Петербургский дом «отделяющейся частью» Московского. При нем создавалось заседание Опекунского совета (Главный попечитель, директор и два попечителя или заопекуна). Директором отделения был назначен И. И. Моллер. В ближайшие годы попечителями стали полковник А. О. Закревский (директор Академии художеств), сотрудник Камер-коллегии К. И. Крок, коллежский асессор С. С. Аничков, архитектор Ю. М. Фельтен, позже – коллежский асессор М. А. Ильин. В 1779 по повелению Бецкого в С.-Петербурге выдвинули двух первых опекунов – асессора Главной полиции Ф. Ф. Вындомского и сотрудника Коллегии иностранных дел И. Е. Стокса, которого вскоре заменил Аничков. С 1780 петербургское отделение дома уравнивалось в правах с московским, и при нем создавался собственный Опекунский совет, состав которого в первые годы по разным причинам постоянно менялся. Видную роль в Опекунском совете играл член Медицинской коллегии д-р Ф. П. Фрезе, исполнявший до 1785 обязанности обер-директора дома.

Осенью 1790 Бецкой по болезни отошел от дел, формально сохраняя за собой звание Главного попечителя, а его обязанности стал исполнять гр. Х. С. Миних. 12 декабря 1796 император Павел I назначил Главным попечителем бывшего Новгородского губернатора Я. Е. Сиверса, а в мае 1797 «главноначальницей над Воспитательными домами» была объявлена императрица Мария Федоровна, с именем которой в значительной степени связана дальнейшая история отечественной благотворительности. С ее приходом был расформирован старый Опекунский совет и создан новый, состоящий из почетных опекунов (фактически это был сплав двух екатерининских институтов – Опекунского совета и почетных благотворителей); новый орган контролировался и направлялся императрицей.

Первоначально заведение размещалось в здании недалеко от Воскресенского (Смольного) монастыря, в период 1784–1798 находилось на Миллионной улице, в здании бывшего ломбарда (позади Мраморного дворца). В 1798 оно было переведено в приобретенный у гр. К. Г. Разумовского и приспособленный для целевых нужд дворец на Мойке (соврем. адрес: наб. реки Мойки, 48). Здесь в 1798–1834 действовала церковь апостола Павла, а в 1834 была освящена новая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы (архитекторы Д. Квадри, П. С. Плавов). Затем для нужд заведения была приобретена соседняя усадьба с домом Г. Х. Штегельмана (соврем. адрес: наб. реки Мойки, 50; в 1838–1839 этот дом, перестроенный П. С. Плавовым, был передан Александринскому сиротскому дому, который вскоре слился с Николаевским сиротским институтом). В конце 1830-х был куплен участок фабриканта Битепажа на пересечении набережной реки Мойки и Гороховой ул. Здания на нем в 1839–1843 были перестроены по проекту П. С. Плавова под Главный корпус Воспитательного дома с Грудным отделением и Родовспомогательный корпус (совр. адрес: наб. реки Мойки, 52). В 1872 здесь была освящена сооруженная по проекту П. К. Нотбека церковь во имя св. Марии Магдалины, в память покровительницы Воспитательного дома императрицы Марии Федоровны. Опекунский совет размещался в специально выстроенном в 1808–1810 здании (архитектор Дж. Кваренги; перестроено в 1834–1838 М. С. Плавовым, в 1855–1859 – П. И. Таманским (совр. адрес: Казанская ул., 7).

Воспитательный дом первоначально не имел государственного финансирования и существовал на значительные частные пожертвования, сбор которых считался одной из главных задач Опекунского совета. В числе первых жертвователей была сама Екатерина II, передавшая в конце 1763 заведению 20 000 руб., в 1765 – 70 000 руб., а в 1766 – 50 000 руб. За императрицей последовали и некоторые приближенные, дававшие обязательства регулярно вносить в пользу сирот определенные пожертвования. К благотворительным пожертвованиям привлекались представители всех слоев общества, в том числе купечества (пожертвование в 1 000 руб. давало право купцам получить чин «комиссара от коллегии, соответствующий XIV классу). Кроме того, заведению были предоставлены различные льготы – в частности, оно было освобождено от уплаты пошлин при заключении контрактов, имело дозволение беспошлинно покупать и продавать земли и дома, заводить фабрики, устраивать лотереи и получать четверть от доходов с театральных представлений, балов и игорных предприятий. 20 ноября 1772 были учреждены Вдовья, Сохранная и Ссудная казны ‒ ссудно-кредитные учреждения, пополнявшие доходы Воспитательного дома. По данным на 1787 затраты на содержание обоих домов составили до 190 000 руб., тогда как от благотворителей поступило только 70 000.

Сразу после перехода Воспитательного дома под попечение императрицы Марии Федоровны, ею, для улучшения финансирования, были основаны «собственные капиталы» для Московского и С.-Петербургского Воспитательных домов: по ее приказу в течение 25 лет отчислялись ежегодно из казны по 200 000 руб. каждому дому. Кроме того, в 1797 императрица распорядилась ежегодно выделять из своих сумм 9 000 на содержание при доме грудных младенцев с кормилицами. Для поощрения частных жертвователей, императрица в 1808 получила разрешение Александра I награждать за значительные пожертвования в пользу Воспитательных домов медалью с изображением основательницы заведений императрицы Екатерины II.

Правила приема детей в С.-Петербургский воспитательный дом основывались на принципе анонимности: приносящий ребенка не обязан был объявлять себя, и мог, по желанию, сообщить сведения о крещении и имени младенца. Если же информации о крещении не поступало, ребенка крестили и заносили в специальную регистрационную книгу, после чего его поручали кормилице. Принимали детей как законных, так и незаконных, по сиротству, также по бедности и болезни родителей. Одновременно с Воспитательным домом, согласно Генеральному плану, был открыт Родильный госпиталь на 20 коек, где анонимно оказывалась акушерская помощь всем без исключения родильницам. Новорожденные дети при этом поступали в Воспитательный дом.

Смертность детей в первые годы существования Воспитательного дома была чрезвычайно высока. Всего в период с 1772 по 1796 было принято 22 439 детей, в заведении родилось 2 719 человек, умерло же 20 878. В 1801 императрица Мария Федоровна для уменьшения смертности среди воспитанников младенческого возраста ввела в практику поселение части питомцев в деревни, в крестьянские семьи, с определенной платой за содержание и воспитание. В 1803 в качестве отделения петербургского Воспитательного дома был открыт сельский воспитательный дом в Гатчине на 600 детей обоего пола, принимавшихся с 7 лет (с 1837 - Гатчинский сиротский институт).

Для воспитанников старшего возраста, остававшихся в заведении, было введено обучение различным профессиям. С 1807 открылись два так называемых «латинских» класса, в которых изучали медицину; 1812 – два параллельных класса, готовивших воспитанников к гражданской службе и преподавательской деятельности. Для девочек был создан отдельный класс, в котором готовили будущих учительниц, а в 1803 – создали отделение повивального искусства. В 1827 был открыт музыкальный класс, готовивший учителей музыки. В 1826 образование, полученное в Воспитательном доме, было приравнено к курсу гимназии: воспитанники могли поступать в университет или на гражданскую службу, а также становиться фельдшерами или садовниками. В 1840-х открыта школа нянь для воспитанниц.

Заботясь о будущем воспитанников, Мария Федоровна ввела правило, по которому, при поступлении в Воспитательный дом на имя воспитанника в Сохранную казну помещалась определенная сумма, и по выходе воспитанники получали из Сохранной казны денежное пособие (девочки получали сумму на «приданное»).

При императоре Николае I Воспитательный дом подвергся значительной реорганизации. В 1834 было организовано Сиротское отделение для призрения сирот-дочерей чиновников гражданского и военного ведомства, которому было передано здание на наб. Мойки, 48 – бывший дворец гр. К. Г. Разумовского(с 1837 - Николаевский сиротский институт). В 1837 Николай I издал указ об обращении всех учебных классов Воспитательного дома в Институт для образования сирот военных и гражданских обер-офицеров исключительно и переводе всех имевшихся на тот момент в Воспитательном доме питомцев «в деревенское сословие». Прием бывших питомцев в гимназии и уездные училища был запрещен.

В начале ХХ в. благотворительная деятельность дома осуществлялась следующим образом. Призрение вплоть до совершеннолетия предоставлялось преимущественно незаконнорожденным детям и подкидышам. Грудные дети, чьи матери умерли при родах или не могли кормить грудью, принимались только на временное вскармливание. Принятые в дом младенцы, помещались в Грудное отделение. Затем, «полностью здоровые и окрепшие», в возрасте до 10 месяцев, питомцы направлялись вместе с принимающими их на грудное вскармливание и дальнейшее воспитание крестьянками в деревни. С.-Петербургская, Новгородская и Псковская губернии, в которых расселяли питомцев С.-Петербургского Воспитательного дома, были разделены на 33 округа. Специальные окружные врачи следили за здоровьем питомцев. В крестьянских семьях воспитанники оставались до 21 года, за что принимавшие их семьи получали плату, которая прекращалась по достижении питомцем 16 летнего возраста.

По данным на 1901 питомцы школьного возраста обучались в 109 сельских школах, организованных на счет Воспитательного дома, и 3 частных школах. Воспитательный дом также содержал 7 приютов для детей в возрасте от 4 до 10 лет. Для лечения питомцев существовали 9 лазаретов и 1 приемный покой, 2 лазарета-приюта для увечных питомцев (на 60 девочек и 60 мальчиков). По достижении совершеннолетия питомцы приписывались к «мещанским обществам» уездов С.-Петербургской, Новгородской и Псковской губерний. На 1 января 1902 в Воспитательном доме числилось 15 139 мальчиков и 16 590 девочек.

В 1918 Воспитательный дом был упразднен. Воспитание и содержание сирот перешло в ведение Народного комиссариата просвещения, который также использовал практику «питомничества»: известно, что вплоть до конца 1920-х сирот-беспризорников отдавали на «вскормление» в крестьянские семьи.

Комплекс зданий Воспитательного дома в 1918 был передан 3-му Петроградскому педагогическому институту (ныне Российский Государственный педагогический университет им. А. И. Герцена).


Лит.: Менгден В.М. Исторический очерк С.-Петербургского воспитательного дома, читанный б сентября 1872 года в день празднования юбилея столетнего его существования ди¬ректором этого заведения. СПб., 1872; Питомцам императорского С.-Петербургского воспи¬тательного дома в воспоминание столетнего юбилея этого заведения. СПб., 1873; Пятковский А. П. С.-Петербургский воспита¬тельный дом под управлением И. И. Бецкого: Исто¬рическое исследование по архивным источникам. [СПб., 1875]; Тарапыгин Ф.А. Материалы для истории С.-Петербургского воспитательного дома. СПб., 1878; Благотворительность в России. СПб. 1907; Майков П. М. И. И. Бецкой: Опыт биографии. СПб., 1904; Фруменкова Т. Г. Воспитательные дома и начало светской благотворительности и общественного призрения в России в царствование Екатерины II // Благотворительность в России. 2002. СПб., 2003. С. 272-284; Фруменкова Т. Г. Воспитальные дома в России в царствование Екатерины II: черты государственного учреждения и благотворительной организации // Гуманитарные науки и гуманитарное образование. СПб., 2003. С. 83-90; Фруменкова Т. Г., Полторак С. Н. Петербург и Воспитательный дом в царствование Екатерины II // Петербург в историческом сознании: Материалы всерос. науч. конф. СПб., 2003. С. 60-75; Фруменкова Т. Г. Формирование механизма руководства благотворительным учреждением на примере Петербургского воспитательного дома в царствование Екатерины II // Благотворительность в России. 2004/2005. СПб., 2005. С. 67-79.


Т. Г. Егорова

Адреса

Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Адрес
Источник